Необходимым условием проектирования корпоративной системы менеджмента является разработка структуры бизнес-процессов. Но многие забывают, что это именно необходимое, но совсем не достаточное условие эффективной работы системы менеджмента.
В одной небольшой статье и о необходимых, и о достаточных условиях написать сложно. Поэтому сейчас расскажем немного о том, что необходимо для проектирования структуры бизнес-процессов любой (коммерческой, некоммерческой и государственной) организации.
С чего начать проектирование бизнес-процессов
Все начинается с исходных данных проекта. Получить эти данные можно, соединив два приема:
- 
	
Анкетирование.
 - 
	
Обследование и сбор данных во внешних источниках.
 
Результативность анкетирования зависит от содержания вопросников и от группы анкетируемых. Лучше проводить анкетирование как руководителей среднего звена, так и работников основных подразделений с применением разных вопросников. Анкетирование топ-менеджеров лучше не проводить, а договариваться о кратких интервью.
Обследование — это набор процедур, с помощью которых за ограниченное время (даже для крупной компании процесс займет не более двух недель) команда аналитиков проводит серию интервью с руководителями направлений и основных подразделений по заранее разработанному плану.
В результате будут получены исходные данные для проектирования структуры бизнес-процессов организации. У разработчиков проекта теперь есть:- Понимание, чем занимается организация.
 - Информация, как выглядят бизнес-процессы организации с точки зрения руководителей и сотрудников подразделений (структура бизнес-процессов «как есть»).
 - Данные о том, как, по мнению руководства, должна выглядеть деятельность организации в ближайшем будущем (структура бизнес-процессов «как хотелось бы»).
 
Модель структуры бизнес-процессов
Основа для проектирования структуры бизнес-процессов — глобальная модель процессов.
Процессы реализации (жизненного цикла) продукции:
- 
	
Разработка миссии и стратегии организации.
 - 
	
Разработка и производство продукции и услуг.
 - 
	
Организация продаж (сбыта) продукции и услуг.
 - 
	
Поставка продукции и услуг потребителям.
 - 
	
Управление обслуживанием потребителей.
Управленческие и обеспечивающие процессы: - 
	
Планирование и управление человеческими ресурсами.
 - 
	
Управление информационными технологиями.
 - 
	
Управление финансовыми ресурсами.
 - 
	
Приобретение, сооружение и управление собственностью.
 - 
	
Управление охраной окружающей среды, безопасностью и охраной труда (EHS Management).
 - 
	
Управление внешними связями (PR).
 - 
	
Управление знаниями, улучшениями и изменениями (Knowledge and Innovation Management).
 
Эти двенадцать классов бизнес-процессов далее развертываются в бизнес-процессы и подпроцессы нижних уровней (развернутая четырех- пятиуровневая модель включает несколько сотен элементов), на основе комбинации которых можно сформировать структуру бизнес-процессов практически любой организации.
При этом для каждого бизнес-процесса должны быть определены:
- 
	
Владелец процесса. Должностное лицо в организации, которое не только управляет выполнением бизнес-процесса и несет ответственность за полученные результаты, но также и управляет ресурсами, необходимыми для осуществления бизнес-процесса.
 - 
	
Входы процесса. Перечень необходимых исходных материальных ресурсов и иных исходных данных и источников их поставки.
 - 
	
Выходы процесса. Перечень результатов осуществления процесса: продукция, выходная информация, а также потребителей результатов осуществления процесса.
 - 
	
Метод реализации процесса. Описание осуществления процесса в любой удобной форме: блок-схема, сетевой график, текстовое описание выполнения процесса, набор чертежей.
 - 
	
Используемые ресурсы. Какие подразделения участвуют в осуществлении бизнес-процесса, какие материальные, трудовые и иные ресурсы, включая соисполнителей, используются при осуществлении бизнес-процесса.
 - 
	
Критерии результативности бизнес-процесса.
 
Запомнить
- Разработка структуры бизнес-процессов — обязательное условием проектирования корпоративной системы менеджмента.
 - Работа по разработке структуры бизнес-процессов начинается с исходных данных проекта. Их получают при помощи анкетирования обследования (сбора данных во внешних источниках).
 - В основе структуры бизнес-процессов лежит глобальная модель. Она состоит из двух кластеров (Процессы реализации (жизненного цикла) продукции и Управленческие и обеспечивающие процессы) и 12 классов процессов.
 - 12 классов бизнес-процессов потом раскрываются в бизнес-процессы и подпроцессы нижних уровней, на основе их комбинации можно сформировать структуру бизнес-процессов практически любой организации.
 - Для каждого процесса обязательно нужно определить: владельца, входы и выходы, метод реализации, ресурсы и критерии результативности.
 
